Семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Приёмный родитель — это лицо, которому передан на воспитание ребенок (дети), находящийся на попечении органов опеки и попечительства на основании трудового договора.
Обязанности приемных родителей:
- Осуществлять физическую, психическую и моральную защиту ребенка.
- Предоставлять ребенку соответствующие условия проживания: отдельную комнату или угол в комнате, отдельную кровать.
- Создавать условия для интеллектуального развития ребенка, обеспечивать обучение, следить за физическим и психическим здоровьем.
- Не делать различий в воспитании своих детей и приемных: не унижать ребенка, не применять меры физического насилия к ребенку.
- Разъяснять ребенку временный характер пребывания в этом доме, не допускать излишнего эмоционального привыкания.
- Прививать ребенку уважение к своей родной семье, готовность вернуться домой.
- В соответствии с рекомендациями органа опеки поддерживать контакты с биологической семьей.
- Представлять регулярные отчеты в орган опеки о расходовании опекунских средств; в социально-педагогический центр — о результатах пребывания ребенка в семье (достижения, проблемы) по установленной форме.
- Вести дневник наблюдения за ребёнком, «книгу жизни».
- Регулярно принимать у себя дома социального педагога/психолога, контролирующего ситуацию, сопровождающего семью.
- Сотрудничать со специалистами социально-педагогического центра по повышению компетенции в вопросах воспитания детей.
В тоже время приемный ребенок имеет право:
— на собственную территорию (кровать, угол для занятий и игр);
— на выбор друзей, свободу общения и уединения;
— на выбор форм досуга и занятий по интересам;
— на участие в решении семейных проблем;
— хранить свои личные вещи и предметы (семейные реликвии, фотографии и др.);
— высказывать свое мнение по вопросу встреч с родственниками;
— знать правду о своей родной семье и собственном положении;
— покинуть приемную семью при возникновении психологической несовместимости (по решению органа опеки и попечительства).
Таким образом, приёмному родителю необходимо:
— признать принципиальное отличие своего положения от положения усыновителя и биологического родителя;
— признать, что опыт приёмного ребёнка иной, чем опыт ребёнка в родной семье, поощрять понимание этого отличия самим ребёнком;
— постараться понять биологических родителей взятого на воспитание ребёнка и проявить сочувствие к ним.
Ряд зарубежных учёных ещё в 90-е годы прошлого века заговорили о психологическом феномене идентичности приёмного ребёнка. Иными словами, доброжелательно обсуждая с ребёнком его непростой жизненный опыт, не игнорируя ту часть субъективной реальности воспитанника, в которой нет приёмного родителя, но присутствуют члены его родной семьи, приёмный родитель создаёт условия для формирования позитивного самопринятия приёмного ребёнка, сохранения цельности его личности, осознания им своих реальных возможностей и перспектив развития.
В большинстве случаев существенная часть воспоминаний приёмных детей связана с переживанием стыда, страха, отчаяния и безысходности, обиды и одиночества. Предоставив ребёнку возможность в спокойной атмосфере поддержки и понимания заново переосмыслить негативный жизненный опыт, выслушав его без осуждения, возмущения и страха, приёмный родитель поможет воспитаннику освободиться от груза прошлого – не забыть его, а понять и сделать выводы.
Даже если ребёнок особо не проявляет интереса к своему прошлому, нужно максимально тактично и осторожно, избегая резких выражений и осуждений, говорить с ним о его биологической семье, правда о которой часто бывает неприятной и неприглядной (например, в пьяном виде отец убил мать и теперь сидит в колонии).
Тем не менее, помня о важности биологических родителей для эмоциональной жизни ребёнка, нельзя демонстрировать по отношению к ним пренебрежения или неуважения. Особенно важно поддерживать те хорошие воспоминаниям о кровных родственниках, которые сохранились у воспитанника.
Нежелание обсуждать с ребёнком его негативный жизненный опыт, говорить о его кровных родителях может быть обусловлено тяжёлыми переживаниями самого приёмного родителя.
Опасаясь не справиться со своими страхом, болью, досадой, гневом, приёмный родитель уходит от подобных разговоров с воспитанником. И тем самым на личном примере формирует у подрастающего человека стратегию избегания трудностей, подкрепляя у него ощущение тревожной беспомощности.
В таком случае приёмный родитель отказывается от возможности развить у ребёнка важнейший жизненный навык — определять имеющуюся проблему, анализировать её, отыскивать ресурсы по её разрешению, в том числе в самом себе (сила воли, настойчивость, уверенность в себе, оптимизм и др.).
Если же с приёмным ребёнком намеренно и осознанно не говорят о его биологических родителях, его жизни в родной семье, то тем самым моделируют ситуацию необратимой потери, утраты, переживание которой будет существенно осложнять процесс адаптации в приёмной семье.
В соответствии со своим возрастом и уровнем понимания ребёнок должен знать:
- почему он помещён в приёмную семью и на какой период;
- каковы его возможности общения с родной семьёй;
- кто будет принимать решения вместо него и для него;
- как называть приёмных родителей;
- кого и о чём можно просить;
- кто является членами приёмной семьи, родственниками;
- какие у него обязанности в приёмной семье;
- каковы правила и распорядок жизни его новой семьи;
- какие существуют семейные традиции, ритуалы.