Игры на компьютере: как поговорить об этом с ребенком

Компьютер давно уже стал бессменным спутником современного человека, облегчающим как учебу, так и работу. Однако вместе с пользой он приносит и массу неприятностей. Одной из них является компьютерная зависимость – тяжелая проблема, приносящая вред в первую очередь детям. Думаю, что некоторые из Вас уже столкнулись с этой проблемой в своей семье. Обычно кроме психологических признаков, как частая смена настроения, забывчивость, игнорирование, пассивность, агрессия, снижение успеваемость и многое другое, у зависимых детей появляются физиологические недуги: боль в позвоночнике, нарушение осанки, ухудшение зрения, бессонница, частые простудные заболевания, головные боли, общая слабость и т.д.

Зависимости от компьютера чаще всего подвергаются подростки 12-15 лет. Однако первые симптомы этой нездоровой привязанности проявляются в младшей школе, то есть в период начального знакомства с виртуальной реальностью.Не вижу смысла останавливаться на описании этапов формирования компьютерной зависимости. Давайте сразу перейдем к вопросам — чего не делать и что же, собственно говоря, делать.

Итак. Наиболее распространенные ошибки:

  • Дефицит внимания к ребенку со стороны родителей в семье
  • Отсутствие в распорядке дня развивающих занятий, кружков, секций исходя из интересов ребенка (ключевая фраза – «исходя из интересов»)
  • Свободный и бесконтрольный доступ вашего чада к компьютеру, а самое главное доступ к безлимитному интернету.
  • Бесконтрольное пользование социальными сетями
  • Самостоятельный выбор ребенком компьютерных игр

С тем чего нельзя делать разобрались. Переходим к следующему вопросу. А что же делать?

  1. Наверное вас это удивит, но для начала постарайтесь поиграть вместе с ребенком!Для того, что бы вывести своего сына или дочь из «темной комнаты», вам самим в эту «темную комнату» придется зайти. Не лекции, нотации и запугивания, а ваша искренняя заинтересованность, дружеское плечо и любовь! И, кстати, это поможет вам узнать, во что играет ваш ребенок. Во время совместной игры разговаривайте, делитесь чувствами – это поможет восстановить утраченную коммуникацию с ребенком. Таким образом, вы потихоньку разобьете скорлупу под названием «желание уединиться»!
  2. Когда утраченное доверие будет восстановлено, удерживайте его общаясь со своим ребенком, проявляя искренний интерес к увлечениям и переживаниям сына или дочери. Докажите этим, что реальное общение, забота, любовь здесь в реальном мире, а не в виртуальном!
  3. Покиньте зону своего комфорта и займитесь с ребенком чем-нибудь физическим.Спортзал, плавание, танцы, пение, конструктор, поделки и т.д. Необходимо, чтобы появились интересы в реальной жизни.

На своем примере и в живом общении покажите, что в окружающем мире масса интересных занятий, которые способны удовлетворить его потребности. И здесь важно (!) учесть потребности своего ребенка, чтобы реальная альтернатива предложенная вами восполнила потерю. Вы уже знаете, в какие игры играет ваш сын или ваша дочь – проанализируйте!

Если в игре он хочет быть сильным, значит вам поможет спорт. Если ему нравиться строить, значит это конструирование и моделирование. Если он хочет острых ощущений, свозите его на пейнтбол, отдайте на секцию скалолазания (такие в Слуцке есть), в конце концов — организуйте прыжок с парашютом. Если проблемы с общением, запишите в театральную студию, на танцы, куда угодно, где действует принцип «мы — команда».

  1. Когда вы сможете добиться расположения и наладите общение(и не раньше!) со своим ребенком, разговаривайте с ним о времени пребывания за компьютером, опираясь на высшую цель – здоровье. Никаких жестких ограничений и ультиматумов — мягко и постепенно! Давление в данном случае, как и вообще в воспитании, разрушают доверие и удлиняют разрыв в отношениях.
  2. Важно найти первопричину проблемы.Уход в виртуальную реальность – это уход от проблем! Подумайте, понаблюдайте – что не так? Это могут быть не только проблемы с успеваемостью («я не чувствую себя победителем в школе, а в игре могу побеждать»), а также проблемы со сверстниками («в классе меня не принимают таким какой я есть, а в социальных сетях я могу, искажая информацию, быть таким, каким хотят меня видеть сверстники»).

Возможно вас это удивит, но подтолкнуть ребенка в виртуальность могут и конфликты между родителями («здесь, в своей семье я не могу ничего изменить, на что-то повлиять, а в игре что-то становится подвластным мне»). Раньше от ссор в семье дети убегали на улицу, теперь убежищем стала компьютерная игра, интернет. А вы, наверное, слышали про группы типа «синий кит», и можете себе представить насколько интернет — «безопасное убежище».

  1. Постепенно приучайте своего ребенка ставить цели в реальной жизнисамостоятельно, и поддерживайте в их осуществлении.
  2. Наделяйте свое чадо обязанностями в семье(уборка комнаты, уход за домашними животными, вынос мусора, поход в магазин и т.п.). Поощряйте за сделанное, но только не дополнительным временем за компьютером. Систему поощрения устанавливайте на свое усмотрение.

Давайте послушаем, как отец разговаривает о видеоиграх со своим сыном. Он следует шагам, которые всегда рекомендуются в подходе любви и логики, когда нужно иметь дело с подростками.

  1. Убедитесь, что выбрали удачное время для разговора.
  2. Используйте вдумчивые вопросы, проявляя любопытство и интерес, исследуя позицию вашего ребенка с принятием (но не обязательно с одобрением).
  3. Спросите, можете ли вы поделиться с ним своими мыслями и наблюдениями.
  4. Преподносите свои идеи мягко, с любовью, не читая нотаций и по мере возможности сопровождая их вопросами.
  5. Поблагодарите его за то, что он вас выслушал, и завершите разговор выражением надежды, что он примет ваше мнение во внимание.

А теперь прочтите диалог.

Папа (смотрит через плечо сына на монитор, залитый кровью «плохих парней», и изображает интерес к безумной бойне): Макс, похоже, у тебя неплохо идут дела! Далеко продвинулся?

Макс:: Отлично, пап! Я уже на 4-м уровне и уничтожил целый вражеский взвод.

Папа: Могу себе представить, как ты этим гордишься! Давно сражаешься?

Макс:: Сегодня пока около получаса, а вчера — два часа.

Папа: Это немало. А что тебе больше всего нравится в игре?

Макс:: Круче всего — это когда удается перехитрить врагов. В этих новых игрушках все, как в жизни! То, что сработало в первый раз, во второй не срабатывает. Плохие парни тоже обучаются! Похоже на самопрограммирование искусственного разума.

Папа: Да, вижу, это действительно интересно. Ты сам по себе сражаешься или руководишь взводом?

Макс:: И так, и сяк. В зависимости от того, какая ситуация.

Папа: Интересно… Ты не против поставить игру на паузу, чтобы мы немножко поговорили?

Макс:: Конечно, пап.

Папа: Знаешь, Максим, я всегда считал, что у тебя есть задатки настоящего лидера, что ты можешь изменять этот мир по-своему, и другие люди будут играть по твоим правилам.

Роб: Что ты имеешь в виду, пап?

Папа: Ну, ты же понимаешь, что, когда играешь в эту игру, ты живешь в мире, созданном, очень талантливыми и креативными компьютерными художниками и программистами. У них отлично получается создавать миры, в которых другие люди готовы пропадать часами и сутками.

Макс:: Да, но ведь нельзя сказать, что я не принимаю собственные решения…

Папа: Я уверен, что у тебя это хорошо получается. А ты можешь что-то изменить в этой игре?

Макс:: Да, в общем-то, ничего.

Папа: Именно. А на дерево можешь залезть?

Макс:: Нет.

Папа: А можешь выставить условия перемирия?

Макс:: Папа, так ведь это игра про войну, а не про мир!

Папа: Ну, я, в общем, к этому и веду. Мне кажется, такие игры здорово ограничивают. Тебе приходится добираться до новых уровней таким способом, который они запрограммировали, верно?

Макс: Да, думаю, так.

Папа: Только пойми меня правильно, Максим. Когда я вижу, с каким удовольствием ты играешь в эту игру, я вспоминаю о том, что большинство людей в реальной жизни играют по правилам, которые созданы другими людьми. Они просто живут в мире, созданному другими людьми. Так выйди же в собственный мир! Чем больше времени ты будешь проводить вне виртуальной реальности, с реальными людьми, тем больше обретешь навыков коммуникации и сможешь создать мир по собственному вкусу, а не жить по чужим правилам.

Макс:: Я понимаю, о чем ты, папа.

Папа: Ну что ж, удачи, приятель! Спасибо, что поговорил со мной.

        Сделайте подарок своим детям! Ограничьте время, которое они проводят за своими электронными развлечениями, до 30 минут в день. Исследования, посвященные мозгу, говорят о том, что дети, проводящие больше времени за компьютером, действительно причиняют вред своему мозгу, тормозя его рост и развитие. Те, кто большую часть своего времени чем-то занят, — становятся деятелями, а проводящие время, вглядываясь в экран, — становятся зрителями. Таковы законы развития мозга.

 

Татьяна Коношонок, психолог Жодинского СПЦ